Из истории рисунка

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают его выразительные средства и возможности работы карандашом, тушью, углем, сангинно, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, определенные каноны. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др. Среди рисунков древних египтян наряду с каноническими религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошка гуляет среди за- рослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах и др.

Древнегреческие художники разрабатывали свои каноны, исследуя тело человека. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в строй- ном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в Основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры. Однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он еще не имел.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит, и Рисунок имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Под влиянием гуманистических принципов культ человека противопоставляется религиозным идеалам. Прогрессивное мировоззрение способствовало развитию науки, познанию природы. Изучение памятников античности обусловило новое содержание искусства. Сложил ась другая система художественного видения - изображение стало строиться как реальная картина. Особенно важным было формирование специфического языка рисунка. Линия обрела пластическую выразительность, способность в самом нажиме передавать объем и пространство. Для достижения объемности стали применять штриховку и светотень.

К этому времени художники владели практически всеми разновидностями технических приемов рисунка, дошедшими до нашего времени. Уже никогда в рисунке использовались свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Это значительно обогатило художественные и технические возможности изображения.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые изобрели свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

В истории рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объемная и живописная. При объемном изображении форма передается четким контуром и моделировкой объема, при живописном - контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве. Все это расширило возможности рисунка, способствовало созданию присущей только ему художественной образности.

Строгой, линейной манере рисунка следовали художники Возрождения, приинадлежавшие к флорентийской и римской школам: А.Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Джорджоне, Тициан, п. Веронезе, Я.Тинторетто. Они предпочитали пользовать легкий живописный штрих и пятно.

Значительное увеличение тематических, художественных и технических возможностей рисунка эпохи Возрождения можно проследить на примере творчества Леонардо да Винчи. С помощью рисунка он познавал мир, мыс- и творил. Его альбомы заполнены этюдами головы и фигуры человека, бросками лошадей и других животных, композиционными эскизами, изображениями драконов и чудовищ, уродливых физиономий. Леонардо рисовал деревья, водяные потоки. Он - создатель первого в европейском искусстве пейзажного рисунка. Свои научные труды Леонардо сопровождал рисунками различных механизмов, которые часто превращались в художественный образ.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ванн эик, А.Дюрер, Рафаэль и другие. Мастера Северного Возрождения уделяли больше внимания самостоятельному рисунку. Например, А.Дюрер создавал рисунки всех типов и жанров: студии обнаженной натуры, растений и животных, разработки идеальных пропорций человеческого тела, портреты, этюды к картинам, эскизы гравюр.

Французский художник первой половины XIX в. Ж.-Д.энгр блестяще владел графитным карандашом. много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О.КипренскиЙ, к.Брюллов и другие ученики Академии художеств. Они любили работать на слегка желтой или голубой бумаге, используя ее тон. Это избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают крупные музеи изобразительного искусства.

О.КипренскиЙ добивается обилия полутонов и живописного впечатления в рисунке натурщик с красным плащом», выполненном итальянским карандашом, сангиной и мелом.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», графитный карандаш, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы. В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» к.Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. С помощью этих средств он передал богатство тоновых оттенков и цветовых нюансов. Многочисленные рисунки К.Брюллова, выполненные акварелью, про изводят впечатление законченных картин, например удивляющая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки АЛосенко, А.А.Иванова, И .Репина и многих других русских мастеров дают представление о различных приемах использования графических материалов.

Великий живописец А.А.Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой. Особой одухотворенностью поражают его акварельные рисунки к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона. Это - многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний. Прозрачность и динамичность акварельных рисунков наилучшим образом раскрывают внутреннее, духовное движение, составляющее сущность каждого поступка. Например, в эскизе «Хождение по водам» мы воспринимаем не только идущего по воде Христа и тонущего Петра, а словно видим саму веру, способную творить чудеса. Таким образом, рисунок благодаря свободе и условности выразительных средств способен передать, казалось бы, не возможное - чувства и мысли, духовные порывы людей.

И.Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать растушку. В рисунке углем на холсте «Портрет Элеоноры Дузе» художник воспользовался такими разнообразными техническими приемами: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощью угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX в. развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса, как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н.Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

Рисунки В.Серова,Б.Кустодиева, В.Борисова-Мусатова, М.Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В.Серов, работая над портретом О.КОрловоЙ, применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Мастер использовал почти все известные в то время художественные материалы, извлекая максимальные возможности для реализации замысла. Ему давалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, В.Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М.Врубеля невозможно спутать с почерком другого художника. Что бы он ни изображал - розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи узнаются безошибочно. художники хх в., продолжая развивать традиции реалистического рисунка, привносят много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного рисунка авангардных направлении, нарушающего традиционные нормы. В основе многообразия новых форм - отвлечение от передачи характерных признаков конкретных объектов, их деформация и пересоздание ради воплощения своей пластической формулы мира. Опора на различные художественные традиции (первобытное искусство, эллинистическую архаику, Древний Восток, примитивизм, детский рисунок, древнерусское искусство, лубок и др.) помогает современным художникам эмоционально- целостно переосмысливать действительность, ярко выражать свою творческую индивидуальность в рисунке. Искусство рисунка связано с различными, порой очень существенными изменениями в его характере, однако, начиная с эпохи Возрождения, до наших дней оно не утратило своего самостоятельного значения.

Краткий обзор развития специфического языка рисунка показывает, что он ВО многом зависит от используемых художественных материалов и техник. В крупнейших художественных музеях собран богатый материал, который позволяет изучать технику рисунка мировой и русской школ.